АШТАНГА ЙОГА или восьмеричный Путь риши Патанджали
Согласно риши Патанджали, Йога есть "Читта Вритти Ниродха", или прекращение образования мыслеформ на поверхности разума и сводится к следованию по восьмеричной лестнице:
Далее, мы рассмотрим каждую ступень более подробно.
Яма ‒ принципы самоконтроля. Яма или Ямараджа в индийской мифологии является богом смерти и владыкой подземного мира. Отсюда следует, что грубое пренебрежение следующими принципами ни к чему хорошему не приведет.
Ахимса это не просто какая-то линия поведения, это величайшая добродетель. Ахимса развивает силу души, силу воли, силу духа. Ахимса очищает анахата чакру и взращивает такие качества как безграничная любовь ко всему живому, всепрощение и бесстрашие. Это мощнейшее средство для достижения Божественности. Это Путь по которому идут все продвинутые души, святые и сиддхи.
Сатья это Истина. Бог (Брахман) это Истина. Придерживайтесь только Истины, даже в мелочах. Любой обман или искажение это уход от Истины. Запутаться в своей же паутине лжи и обмана очень легко. Поэтому нет ничего важнее Истины. Не обманывайте хотя бы самого себя. Держите данные вами обещания. Когда вы говорите правду, ваше сознание очищается и в нем зарождается Божественный Свет.
Захваченность материальными желаниями - вот главная причина по которой одни люди обманывают других людей, присваивая чужое себе. По большому счету, они обманывают сами себя, сами того не понимая. Это ловушка материального мира в которую попадаются неопытные души.
Теряя и бездумно растрачивая сексуальную энергию Вы автоматически блокируете возможность духовного прогресса. Сексуальная энергия есть ничто иное как проявление энергии Кундалини в области свадхистана чакры. Когда ваши энергетические каналы загрязнены, энергии просто некуда деться как течь по пути наименьшего сопротивления.
Апариграха устраняет беспокойство за накопленное, страх утраты, горе от потерь, ненависть, гнев, лживость, воровство, привязанность, разочарование, беспокойство ума, неугомонность, заботы и волнения. Она дает покой, умиротворение и удовлетворенность.
Нияма представляет собой следование наставлениям Гуру.
Практикой ментальной чистоты достигается способность к жизнерадостности, однонаправленности, контролю над чувствами и видению самости.
Сознание в медитации должно быть свободно от всех ментальных ошибок, завес и комплексов, поэтому необходимо практиковать сантошу (удовлетворенность). Счастье, которое приходит от этой практики, безмерно. Как результат этого — возможность более глубокого погружения в медитацию. При отсутствии удовлетворенности вступают в действие ментальные комплексы и такой человек не способен к медитации.
Практикой аскетизма разрушаются загрязнения и приходит совершенство тела и органов чувств. Для реализации высших разделов аштанга йоги необходимо здоровое тело и ясный ум. Все функции в теле, такие, как дыхание, циркуляция, секреция должны безупречно работать, а для этого необходимо практиковать тапас.
Йога Васиштха, Трипура Рахасья, Вивека Чудамани, Атма Бодха, Авадхута Гита, Ишвара Гита, Аштавакра Гита - вот некоторые тексты, изучаемые в нашей традиции.
Бхагаван Даттатрейя является Ишта-деватой в традиции Адвайта Сиддхов.
Асана есть удобная и устойчивая поза для медитации. Например, падмасана, сиддхасана или сукхасана.
Основное предназначение асан, с точки зрения риши Патанджали, является подготовка тела и сознания к более тонким практикам, таким как пранаяма, концентрация и медитация, в которых практикующий может находиться достаточно долгое время. Именно поэтому, необходимо овладеть асаной в совершенстве, чтобы не было никаких проблем в длительном пребывании в медитативной позе. Этому также способствует расслабление и снятие мышечного напряжения.
В настоящее время, под практикой асан понимается достаточно обширное многообразие различных положений тела с целью его общего укрепления и устранения болезненных симптомов.
Выделяют следующие основные группы асан:
- Асаны стоя: тадасана, уткатасана, триконасана.
- Асаны на баланс: врикшасана, натараджасана, гарудасана.
- Асаны сидя: ваджрасана, падмасана, сиддхасана.
- Асаны лежа: шавасана, супта вирасана, матьясана.
- Скрутки: ардха матсиендрасана, паривритта паршваконасана, супта матсиендрасана.
- Перевернутые асаны: ширшасана, сарвангасана, халасана, випарита карани мудра.
- Асаны для медитации: падмасана, сиддхасана, сукхасана.
Пранаяма есть процесс управления праной (жизненной силой), посредством дыхательных упражнений и задержек дыхания.
Йога сутра Патанджали (2-49)
Три типа дыхания:
- Пурака - вдох
- Речака - выдох
- Кумбхака - задержка (внешняя и внутренняя)
Есть также четвертый тип дыхания, который находится за пределами внутреннего и внешнего дыхания.
Основные пранаямы в нашей традиции:
- ‒ Пурна рупа пранаяма (полное йоговское дыхание)
- ‒ Анулома-вилома пранаяма
- ‒ Сахита кумбхака пранаяма (нади шодхана)
- ‒ Сукх-пурвака пранаяма
- ‒ Бхастрика пранаяма
- ‒ Трайя-бандха пранаяма
- ‒ Кувшинное дыхание
Таким образом, пранаяма йога есть совокупность дыхательных техник и практик, направленных на очищение энергетических каналов, на накопление и введения Праны в центральный канал (Сушумна нади).
Прана в узком смысле означает жизненную силу человека, т.е. это та сила, которая поддерживает жизнь и функционирование в физическом теле. В широком смысле Прана может проявляться как Энергия, так и Сознание.
Если Праны много:
- ‒ человек ощущает радость и счастье
- ‒ физически здоров, крепок и вынослив
- ‒ чувствует причастность к Высшему
- ‒ быстрее проходит процесс внутренней реализации
Если Праны мало, человек склонен к болезням и депрессиям, т.е. испытывает проблемы на физическом и тонком уровнях.
Пратьяхара означает состояние отрешенности, при которой практикующий слушает, но не слышит, смотрит, но видит и т.д. В каком-то смысле, пратьяхара представляет собой обуздывание пяти базовых чувств таких, как зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Как черепаха втягивает в себя конечности, так и практикующий перенаправляет свое внимание от внешних объектов вовнутрь.
Если ваши чувства не обузданы, в практике йоги невозможно добиться успеха. Возбужденные чувства даже мудрого человека, каким бы он ни был здравомыслящим, заглушают голос разума. Чувства ничего не могут сделать без поддержки сознания. Если вы можете отделить сознание от чувств, отключение чувств произойдет автоматически. Суть отключения чувств заключается в том, что они полностью поглощаются сознанием.
Практикуйте отключение чувств постепенно, отстраняясь от одного чувства за другим. Начинайте с отключения самого бурного чувства. Плавно отделяйте чувства от объектов, которым они адресованы. Занимаясь этим слишком интенсивно, вы будете ощущать головную боль. Во время вашей практики чувства вновь и вновь будут стремиться к объектам, как разъяренные быки. Вновь и вновь отстраняйте их от объектов.
Пратьяхара легко достигается после успешного овладения пранаямой. Вивека и вайрагья также способствуют обретению состояния отрешенности.
Какие садханы способствуют пратьяхаре:
- асаны
- пранаямы
- джапа
- аджапа джапа
- тратака
- нада йога
- хома, хаван, пуджа
- бхаджан мандала
Что еще может быть помощником на пути к пратьяхаре:
- умеренность в питании
- обет молчания
- устойчивость в асанах
- регулярная садхана
- брахмачарья
- терпение
- умиротворенность
- настойчивость
- уединение
Препятствия в пратьяхаре:
- многословие
- обильное питание
- излишнее общение с мирскими людьми
- переутомление
- избыточное любопытство
- нестабильность в асанах
- неспособность практиковать пранаяму
- угасание садханы
Дхарана - это концентрация сознания на выбранном объекте. Начальный и самый сложный этап медитации. Ум постоянно ускользает от объекта концентрации. Разум скачет от одной мысли к другой. Рой мыслей в голове.
Концентрация - это сугубо ментальный процесс. Она требует самоуглубления сознания. Если вы концентрируете свое сознание на одной точке в течение двенадцати секунд, это дхарана. Двенадцать таких дхаран будут дхьяной (медитацией). Двенадцать таких дхъян будут самадхи (сверхсознанием). Концентрация - это фиксация сознания; медитация -это непрерывный поток одной мысли.
Концентрация может быть внутренней или внешней, то есть на внешнем (точка, свеча, слог Ом, мурти) или внутреннем (точка, чакра, слог Ом, образ Ишта Дэваты) объекте.
Во время концентрации думайте только о выбранном объекте и больше ни о чем. Все посторонние мысли должны быть отброшены. Постарайтесь не отвлекаться на внутреннюю болтовню. На время практики весь внешний мир как бы исчезает. В этом суть концентрации.
Желательно практиковать концентрацию в одно и тоже время, в одном и том же месте. Практика должна быть регулярной, в идеале – ежедневной.
Развивать концентрацию внимания полезно не только для практики йоги.
Дхьяна - непрерывное созерцание сознания на объекте медитации.
На этой стадия ум более спокоен, не мечется от одной мысли к другой и сосредоточен только на одном объекте в течение длительного времени.
Любая медитация должна иметь два свойства:
- 1. Пустотность ума, то есть, состояние безмыслия.
- 2. Ясность сознания, как в бодрствовании.
Это означает, что мы в медитации стараемся успокоить свой ум и войти в Пустоту, при этом сохранив ясность своего сознания. Потеря пустотности или ясности является отклонением, которого мы стараемся избегать в медитации.
Цель любой медитации - состояние дхьяны, то есть предельного сосредоточения на объекте медитации. До этого это просто дхарана, то есть процесс сосредоточения. Он как правило сопровождается отвлечениями сознания. Когда дхьяна достигнута, следующая цель - самадхи.
Медитации нашей традиции:
- Медитация 4БСБ - медитация четырех бесконечных состоний Брахмы (любовь, сострадание, радость, равностность)
- Медитация Махашанти - медитация великого покоя
- Медитация Чандали - медитация замыкания внутренней энергии
- Медитация Анапанасати - медитация наблюдения за дыханием
- Медитация Атмавичара - медитация на Атман (Высшее Я)
- Медитация Брахмавичара - медитация на Брахман (Абсолют, Бог)
Гхеранда Самхита (7.1-7.2)
Самадхи - это сверхсознательное состояние сознания, наивысшая сосредоточенность, растворение ума и эго. Как правило, самадхи сопровождается сверх экстатическим блаженством, называемым Сат Чит Ананда (бытие, сознание, блаженство).
Именно, благодарю самадхи мы можем воспринимать Атман, как недвойственную реальность.
Самадхи бывают двух видов:
- ‒ Савикальпа самадхи - самадхи с обьектом, то есть, когда сохраняется тройственность: медитирующий, обьект и процесс медитации.
- ‒ Нирвикальпа самадхи - самадхи без обьекта, когда эго растворяется в обьекте медитации и нет разницы между медитирующим, обьектом медитации и процессом медитации.